Роль и влияние неимущественных материальных ресурсов на капитал предприятия
НМР (неимущественные материальные ресурсы) - интеллектуальный ресурс (ИР) предприятия. В состав НМР входят активы (рыночные, инфраструктурные, человеческие). Человеческие активы - коллективные знания и творческие способности сотрудников, лидерские качества, навыки управления.
Объем факторов интеллекта предприятия предполагает обозначение этих факторов, их классификацию. Количественно интеллект может быть оценен по стоимости. В теории оптимальная оценка актива - это его рыночная стоимость на рынке. Рынки интеллектуальных факторов не развиты, не все интеллектуальные активы участвуют в коммерческом обороте. Оценка недвижимости компаний нередко не учитывает фактор НМР предприятий.
Существуют мнения, согласно которых интеллектуальный капитал фирмы определяется как разница между рыночной и бухгалтерской стоимостью фирмы, что приемлемо для развитых фондовых рынков, но это мнение не учитывает факторы недостаточности информации и ожиданий инвесторов. Для улучшения управления предприятием влияние НМР необходимо детализировать. В балансах предприятий РФ графа «Нематериальные активы» зачастую содержит прочерк. Учетная политика не способствует отношению расходов к НМА, хотя, они таковыми являются.
Методология затратного подхода является компромиссом при определении стоимости интеллектуальных ресурсов предприятия. Затратный подход подразумевает вычитание из расходов фирмы расходов, связанных с интеллектуальными активами.
Однозначное выделение затрат на НМА затруднено. В современных условиях интеллектуальный капитал (ИК) – ведущий капитал компаний, составляющий основу развития бизнеса компаний. Функция ИК — увеличение прибыли за счет реализации знаний, обеспечивающих эффективную производственную деятельность, а также качество управления. ИК – основа усовершенствования технологии, конкурентоспособности предприятия. Три составляющих ИК: структурная, человеческая, клиентская. Каждая составляющая капитала может быть заимствованной и собственной.
Человеческий капитал - опыт, знания. Структурный капитал — это инструкции, стандарты, положения, призы, информационные системы и т.д.
Клиентский капитал — это система отношений с клиентами (направления сбыта, брэнды, договора и т.д.).
Функции ИК:
- Информационные системы (создание, развитие);
- Становление креативного типа мышления сотрудников;
- Развитие материализации ИК - лицензии, патенты, ноу-хау, программы; как систему.
Развитие ИК связано с инвестиционными средствами, окупаемость затрат идет при материализации капитала.
Характеристики рабочей силы при формировании ИК:
- Здоровье, психофизиологическая устойчивость, воспитание, обеспечивающие возможность развития в труде;
- Уровень квалификации, профессиональная подготовка.
Но работать в сфере интеллектуальной деятельности человек может только при условии наличия выгоды (денежной, моральной).
ИК как экономический фактор существует только в рыночной экономике. Проблема в оценке интеллектуально потенциала заключается в оценке износа и обесценения. С увеличением возраста работника, ценность его знаний возрастает.
Основные функции ИК:
- накопительная;
- производственная;
- стимулирующая;
- конкурентоспособность;
- экономический рост.
Разработаны способы оценки интеллектуальной собственности (ИС) компаний.
Вывод относительно практики производственной деятельности заключается в том, что НМР являются основой выживаемость компаний в рыночных условиях. В конечном итоге оценка имущества предприятия определяется фактором НМР. Руководители предприятий должны правильно понимать сущность не только имущественных активов, но и сущность НМР, влияние НМР на эффективность бизнеса.